Отредактировано:13.04.08 08:38
[COLOR=red][B]Каким должен быть чиновник с "человеческим лицом"?[/B][/COLOR]Чиновник - это прежде всего хороший управленец. Человек, приходя со своими проблемами к чиновному лицу, должен понимать, что перед ним - представитель государства, а государство - это сила.
Он должен вовремя принять нужные, взвешенные решения. А это непросто - необходимо грамотно подобрать команду, поставить цели, определить задачи. Для того, чтобы подчиненные под твоим началом работали эффективно, нужно относиться к человеку немножко лучше, чем он того стоит.
В России в самом низу пирамиды управления лежат природные ресурсы, потом идут финансовые ресурсы, инфраструктура и прочее, а в самом верху - ничтожно малый процент социального капитала, т.е. доверия к государству. За 70 лет это доверие настолько подорвано, а в последние 15 лет разрушено до основания, что восстановить его немыслимо сложно.
А весь мир строит пирамиду управления иначе: в основании всего лежит социальный капитал, на который опираются все остальные сферы общественной жизни. Поэтому в западных странах люди совершенно спокойно платят до 90% налогов, они доверяют государству и понимают, что эти деньги идут на их благо. Люди доверяют, а значит, они вкладывают средства не в доллары и евро, и не под подушку их прячут, а инвестируют в свою экономику, приобретает различные акции и облигации.
Мы говорим о доверии людей к чиновникам, следовательно, о доверии к государству. Но воспитать это доверие очень непросто. Труд "государева человека" - очень ответственный и тяжелый, потому что своими решениями он должен пробуждать в населении уважение и доверие к государству.
Чиновник, как минимум, должен иметь определенный образовательный уровень, т.е. образование по профильной управленческой специальности. К сожалению, у нас всего лишь около 5% должностных лиц соответствуют этому требованию, остальные 95% - имеют гуманитарное, естественно-научное, техническое, какое угодно образование, только не то, которое нужно. Между тем чиновник должен обладать специфическими знаниями о государстве и муниципальной власти, об их структуре и устройстве, знаниями об обществе, специфическими управленческими навыками и т.д.
Чиновник должен руководствоваться исключительно правилами, не допуская в работе никаких эмоций. Этот вариант был бы для России идеальным, но менталитет русского человека иной, нежели у европейца. Мы живем чувствами, а не разумом, эмоции имеют над нами огромную власть. Даже в работе мы не всегда руководствуемся рассудком. Не нужно никаких чувств, они по большей части мешают, чиновник должен беспристрастно выполнять свои обязанности: неважно, кто перед ним стоит, президент или дворник. Перед государственной машиной в идеале должны быть равны все.
За долгие годы своего существования советская номенклатурно- бюрократическая система работы государственных и муниципальных органов создала довольно устойчивый негативный портрет служащего. Он легко узнаваем по использованию особых речевых клише, предпочтению канцелярских, телефонных и других дистанционных приемов по сравнению с личными контактами, излишней перестраховки и т.д.
Необходимо изменение стиля, ценностей, процедур, стереотипов деятельности работников администраций. Теоретически чиновничество должно быть открытым для диалога, а не скрываться за семью печатями.
Нужны новые управленцы. Свежий, сильный ветер перемен должен разогнать застоявшуюся воду. Чиновник должен отвечать за свои действия, должен осознавать всю меру ответственности за принятые решения. Если в результате действий или бездействия чиновного лица пострадали люди, к нему нужно применять жесткие меры, вплоть до увольнения. Неважно, какого ранга чиновник - министр или глава районной администрации, перед законом все равны.
[COLOR=red][B]А чтот мы имеем на самом деле?[/B][/COLOR]
Ссылка на газету " Правда"